3 этаж
в тени парадных
Петербургский лифт
Петербург славится своими парадными. По ним водят экскурсии, их фотографируют, о них пишут гиды. Но важной частью парадной в начале ХХ века стал лифт. На подъемники была “мода”, а квартиры в доходных домах сдавали дороже, если в них был лифтовый механизм. Создавались целые произведения искусства: кованые шахты, кожаные сидения, вензеля и рисунки. Однако немногие лифты сохранились до наших дней. Реставрировать сложно и дорого,
а если и менять - то на привычные безликие кабины. Каков сейчас облик петербургского лифта, старинные подъемники - это простой механизм или настоящий памятник архитектуры? Смотрите в нашем проекте.
как работает любой лифт
Кабина лифта двигается при помощи стальных тросов, которые перекинуты через колесо привода. Этот механизм находится в машинном отделении, расположенном в верхней части шахты. Туда из лифтовой кабины отправляется сигнал, и машина отправляется на этаж. Внутри кабины закреплена кнопочная панель управления.
Схема лифта с обычным электроприводом
Схема гидравлического лифта
На противоположных концах стальных тросов расположены так называемые противовесы, цель которых – уравновешивать кабину.
Когда она движется вверх, то грузы спускаются вниз. И наоборот, противовесы поднимаются, когда лифтовая кабина начинает движение вниз. Противовесы не используются, если устройство оснащено гидравлическим или пневматическим приводом.
“чем меньше истории остается на улицах, тем меньше будет у нас возможностей зацепиться и понять, кто же мы такие”
Можно ли назвать старинные лифты в доходных домах Петербурга исторической, архитектурной ценностью или это простое средство передвижения? Мы поговорили с Владиславом Подой, неформальным гидом по городу
и автором книги “Где бьется сердце Петербурга”
о лифтах в доходных домах.
Пройдя столько доходных домов в Петербурге и изучив их историю, что вы можете сказать о состоянии лифтов в них?

Лифты почти все уничтожены. Мало что осталось. Максимум ограды от них, и те в ужасающем состоянии.
На весь Петербург я знаю немного домов, где остались исторические шахты лифтов и лишь несколько из них сохранили еще и «начинку». Но работающие есть только
в домах, выкупленных под элитное жилье или офисы.
А таких 4-5 штук.

Пользуются ли спросом у туристов старинные интересные лифты?

Нашим людям это не интересно. Им плевать
на исторические детали и историю в целом.
Это такие, забытые всеми архитектурные памятники, спрятанные от глаз людей и постепенно разрушающиеся.

Как вы считаете, нужно ли реставрировать старинные лифты, тратить на это средства? Или это не имеет смысла и проще заменить механизм на новый?

Я думаю, нужно по возможности сохранять все исторические элементы. Потому что на всю огромную Россию их ничтожно мало. История и окружающая среда нас формируют и являются частью нашей идентичности. Чем меньше истории остается на улицах, тем меньше будет у нас возможностей зацепиться и понять, кто же мы такие.
Мы также опросили три лифтовых компании
в Петербурге и выяснили, что реставрацией старинных подъемных механизмов занимаются немногие.
“мы не реставрируем лифты
в доходных домах. Их единицы по всему Петербургу. Самые старинные лифты, которые мы реставрировали –
в домах 70-80-х годов.
Цена восстановления зависит
от объема работы. А замена в среднем около 5 млн рублей”
компания "Радел"
"как вы думаете, лучше реставрировать лифты в доходных домах или заменять
на новые?"
Реставрация занимает в разы больше времени, чем ремонт и полная замена лифта на новый. Этот процесс довольно сложный. Мы опросили жителей Петербурга, хотели бы они, чтобы в доходных дома реконструировали старинные подъемники, или это не стоит тех денег и времени.
Не все пожилые люди выбирали реставрацию
и восстановление исторических элементов. Некоторые молодые люди увереннее взрослых отвечали, что надо сохранять первоначальный облик, так как это влияет
на облик города. Те, кто выбирал замену, ссылались на сложность восстановления
и высокую цену.
опрошенных
40
за реставрацию
32
8
за сохранение
Чуть ли не единственный лифт в Петербурге, который сохранил свою историческую ценность, старинный внешний облик и постоянно технически обслуживается, - это
лифт в доме Мертенса
"ломается и реставрируется лифт редко, потому что постоянно обслуживается - российской компанией. Их три лифта всего
в Россию было завезено.

Два неизвестно где сейчас и в каком состоянии. А этот здесь - охраняется,
как памятник. Приезжает постоянно комиссия, проверяет состояние
и лифта, и лестниц. Раньше здесь
был доходный дом, сейчас же
бизнес центр"
охранник
Обойдя 26 разных доходных домов по всему Петербургу, всего в 6 из них мы обнаружили красивые исторические шахты лифтов. На этой карте наглядно показано, как немного осталось старинных и действительно интересных подъемников в доходных домах.
5 этаж
2 этаж
4 этаж
1 этаж
3 этаж
Доходный дом Колобовых (ул Ленина, 8)
Заменена кабина лифта, сохранилась шахта с растительными коваными ограждениями
Дом Розенштейна (Каменноостровский пр, 35/75)
Один из самых известных доходных домов на Петроградской стороне, шахта и кабина лифта заменены
Доходный дом К. М. Соколовского (Большой проспект Петроградской стороны, 79)
Красивая парадная с остатками архитектурных элементов, однако лифт полностью отремонтирован
Доходный дом А. Ц. Пуни (Большой проспект Петроградской стороны, 56)
Лифт полностью заменен на кабину с ручной дверью

Дом герцога Н. Н. Лейхтенбергского (ул Большая Зеленина, 28)
Полностью заменены шахта и кабина лифта

Доходный дом А. М. Эрлиха (ул Ленина, 52)
Остатки старой шахты и привычная многим советская кабина в доходном доме-корабле
Лифт в доме журналиста (Невский пр, 70)
Шахта сохранилась оригинальная с красивой ковкой. В лифте установлен масляный гидравлический привод, по центру кабины располагается жезл Меркурия

Лифт в доходном доме Елисеевых (ул Ломоносова, 14)
Шахта с коваными вензелями хорошо сохранились, внутри работает советский лифт
Лифт в доме Мертенса (Невский пр, 21)
С начала XX века лифт остается почти без изменений. Шахта из хрусталя, кабина из красного дерева и обитый зеленой кожей диван.

Лифт в торговом доме “Пассаж” (Невский пр, 48)
По словам охранников Пассажа, старинный лифт с фото не сохранился, его уже успели переделать в современный. Он находится справа от основного входа, рядом с закрытой лестницей, куда не пройти. Однако в самом пассаже расположены еще два современных одинаковых лифта. Внешний облик лифта с картинки должен выглядеть так же, как этот:


Лифт в доме журналиста (Невский пр, 70)
Шахта сохранилась оригинальная с красивой ковкой. В лифте установлен масляный гидравлический привод, по центру кабины располагается жезл Меркурия

Дом А. С. Хренова (Таврическая ул, 5)
В 2000-х кабину заменили на новую, но шахту сохранили аутентичную. Сейчас лифт с ручной дверью



Доходный дом Захарова (Большой казачий пер, 6)
Полностью заменены шахта и кабина лифта



Доходный дом Томилина (ул Садовая, 32/1)
Сохранены кованые элементы шахты, в лифте установлена ручная дверь


Доходный коммерческого училища (Загородный пр,13)
Остатки старой шахты и привычная многим советская кабина в доходном доме-корабле




Доходный дом Захарова (Большой казачий пер, 6)
Полностью заменены шахта и кабина лифта



Доходный дом П. В. Симонова (Загородный пр, 9)
Традиционный наружный лифт с замененной кабиной





Доходный дом Вистингаузена (Средний проспект Васильевского острова, 33)
Традиционный наружный лифт с замененной кабиной

Дом Г. Щеглова (9-я линия Васильевского острова, 42)
Встроенный лифт, отремонтированная кабина

Доходный дом Заварзиных (11-я линия Васильевского острова, 34/47)
Заменена кабина, сейчас лифт временно не работает


Доходный дом Львова (11-я линия Васильевского острова, 48)
Сохранилась старинная кованая шахта лифта, оставлена в парадной для красоты

Доходный дом Урусова (9-я линия Васильевского острова, 56)
Новый полностью отремонтированный лифт

Доходный дом Алексеева (8-я линия Васильевского острова, 53)
Отремонтированная кабина, лифт с ручной дверью


Доходный дом М. Д. Корнилова (Средний проспект Васильевского острова, 45)
Типичный советский лифт и арт-объект подъездных художников


Доходный дом, 1903 г (Большой проспект Васильевского острова, 62)
Отремонтированная кабина лифта с ручным механизмом




Доходный дом Л. Н. Бенуа (16-я линия Васильевского острова, 15/57)
Шахта и кабина лифта заменены на новые. Ремонт проводился недавно


Доходный дом Л. Н. Бенуа (16-я линия Васильевского острова, 15/57)
Шахта и кабина лифта заменены на новые. Ремонт проводился недавно


В каком момент перестали создавать красивые старинные лифты и начали делать советские подъёмники?

— Определенно, это происходит после революции, примерно в 30-ые годы, когда начинает развиваться промышленность и настает период индустриализации.
Но, естественно, до начала Великой Отечественной войны, так как с начала войны силы промышленности направлены были в другую сторону. То есть это рубеж двадцатых-тридцатых и тридцатые годы.
"чтобы архитектурное сооружение воспринималось, как цельный художественный образ"
Историк и экскурсовод проекта “Петербург глазами инженера” Анастасия Фурсова про лифты с точки зрения дизайна и их значения в визуальном облике города
Как часто создавались лифты как авторские дизайнерские произведения? Например, круглые лифты Хренова

— Я предполагаю, что происходило это не очень часто. Поскольку существовали специальные издания для архитекторов и художников. Например, самая известная - архитектурная энциклопедия, издававшаяся Барановским, где изображены все наиболее популярные варианты дизайна подъемных машин. И, скорее всего, неповторимые экземпляры создавались редко, потому что за основу брали уже готовые шаблоны. Чаще всего брали из западной или европейской архитектуры.
Какие элементы дизайна выделяли старинный Петербургский лифт среди других и сообщалось ли это оформление с архитектурой парадных?

— Среди лифтов других городов - богатством убранства, его пышностью. В глубинке тоже могли быть дома с богато оформленными лифтами, но в Петербурге их было больше, чем в других городах, так как Петербург являлся столицей.
Я думаю, что в регионах чаще использовалась местная стилистика в отделке, не европейская. Ведь, опять же,
далеко от столицы.

Я думаю, что о соответствии внешнего вида лифта, подъемной машины, ее оболочки и самой парадной можно говорить относительно объектов, которые строились в эпоху модерна. Потому что его основная идея заключалась в том, чтобы архитектурное сооружение воспринималось, как цельный художественный образ. Поэтому да, безусловно, лифты соответствовали отделке парадной. И в зависимости от ее пышности или скромности, менялся и дизайн лифтов.
Какое значение имел дизайн лифта в общем визуальном облике города, как вам кажется?

— На мой взгляд, оформление лифта - деталь, которая дополняет облик здания. Она вроде небольшая и не всегда заметна, потому что, гуляя по улицам города мы воспринимаем здания по фасадам, но если мы попадем внутрь - лифт становится важным элементом. Ведь он может много “рассказать” о здании: насколько богат его владелец, насколько он технически оснащен. Поэтому лифты, скорее, можно отнести к функциональным элементам. И, как функциональный элемент - это признак современной архитектуры, на момент рубежа начала 19-20 века.
Составляя впечатление о городе, мы, в первую очередь, думаем об облике зданий. Лифты находятся за пределами фасадов
“если жители сумеют сплотиться и вместе отстоять исторические дома, тогда всё будет хорошо”
Большинство управляющих компаний заменяет старинные лифты на новые, так как реставрировать дорого и долго. Однако Анастасия Фурсова считает, что жители могут повлиять на это решение.
Из тех доходных домов, в которых вы были, редко встречаются сохранившиеся старинные лифты? С чем это связано, на ваш взгляд?

— Довольно часто бывает такое, что сохранилась шахта лифта, например, его какая-то красивая кованая оболочка. Чаще всего в стиле эклектика или модерн, потому что лифты в домах как раз появляются в период рубежа XIX-XX веков. С тем, чтобы сохранялись именно старые подъёмные механизмы, я, честно говоря, не встречалась. Связано это с тем, что с течением времени старый подъемный механизм изнашивался, менялось оснащение дома. По всей видимости принимали решение старый лифт просто убрать, а вот в эту оболочку, старую шахту просто включить какой-то новый современный механизм.
Почему чаще всего в исторических здания меняют лифты на новые, а не реставрируют старинные кабины, если это по сути своей памятники архитектуры?
— Потому что заменить старый лифт на новый - это значительно дешевле и проще, нежели отреставрировать старую кабину, механизм и встроить его в современное оснащение дома. Для этого требуется приглашать специалистов, делать план по реставрации, создавать проект - всё это долго и довольно дорого. Просто поставить новый лифт будет значительно дешевле и легче.
Согласны ли вы, что лифт в доходном доме воспринимается людьми не как исторический и архитектурный артефакт, а как простой механизм, который нужно вовремя обновить?

— Как простой механизм который нужно обновить лифты вероятнее всего воспринимают жильцы, которые не интересовались историей дома. Здесь нужно отметить, что люди бывают разные. Есть те, кому всё равно, в каком здании они живут
и, соответственно, всё равно на лифт, которым они пользуются. А бывают те, кто заинтересован
в сохранении исторического, культурного наследия
и они знают саму историю дома - им не все равно. Поэтому не могу ответить согласием на этот вопрос, потому что жильцы есть разные.
Кто решает, заменять лифт на новый в доходном доме или пытаться сохранить его первоначальный облик?

— Здесь всё зависит от жильцов и управляющей компании дома. По опыту многих исторических домов, таких как, дом Бака, дом Эрлиха и дом Мурузи, если жильцы сплотились в коллектив, товарищество, они могут контролировать действия управляющей компании и противостоять, например, демонтажу старинного остекления, как это произошло в доме Эрлиха. Конечно, управляющей компании проще заменить на новые, нежели реставрировать. Они всегда склоняется в эту сторону. Поэтому сохранность оригинального облика зависит конечно же
от жильцов. Если они сумеют сплотиться и вместе отстоять исторические дома, то тогда всё будет хорошо. Если нет, то управляющая компания скорее всего просто все старинные детали демонтирует. Это касается окон, дверей, отделки, фурнитуры и лифтов
в том числе. Вместо этого появится что-то новое, современное.
Как вы думаете, все-таки много осталось старинных лифтов в городе, или пройдут годы, и о них мало кто вспомнит?

— Если мы имеем в виду полный комплект, а именно старинная дореволюционная шахта с коваными ограждениями и механизм, - таких лифтов осталось очень-очень мало. Если говорить только о шахтах,
в которых отсутствует механизм или поставлен новый, возможно где-то даже сохранились ограды вместе
с этими шахтами, то таких лифтов, скорее всего,
в доходных домах много. Что касается того, кто вспомнит о лифтах и вспомнят ли вообще. Я думаю, что вспомнят, потому что лифты - это такой же интереснейший яркий декоративный элемент, как например витражи в доходных домах на лестницах.
О витражах сейчас начинают активно вспоминать, значит и до лифтов очередь тоже дойдет.
Лифт в доме Эрлиха
наш шорт-лист старинных интересных лифтов Петербурга
Дом Мертенса
Адрес: Невский проспект, 21
Кажется, что весь дом Мертенса занимает магазин одежды. Однако там еще располагаются и офисы, которые не видны с Невского проспекта. Именно там сохранился дореволюционный стеклянный лифт, который был установлен в этом доме в 1907 году. Его изготовили в Берлине на электромеханическом заводе Сименс-Шуккерт. Шахта из хрусталя, кабина из ценного красного дерева, обитый зелёной кожей диван, в декоре подъемника – латунный и бронзовый металл. Лифт работает уже более 115 лет. За механизмом тщательно следят, поэтому пользоваться лифтом совершенно безопасно и сегодня. За раз он может поднять до 400 кг. В 2008 году фирма «Штейн» отреставрировала лифт и придала ему современный облик.

Между входами в магазин «Maag» и ресторан «Марчеллис» находятся стеклянные двери, ведущие во внутренний двор. Нужно позвонить на пост охраны и сказать, что вы хотите посмотреть старинный лифт. За стеклянными дверями слева вы увидите деревянные двери. Там и находится достопримечательность.

Доходный дом Колобовых
Адрес: ул. Ленина, 8
В этом доходном доме на Петроградской стороне во время реставрации сменили кабину, а сама решетка с растительными коваными ограждениями сохранилась в первозданном виде.
В здании целых 13 парадных, но исторический лифт находится в №1 (квартиры 72-..,123).

Доходный дом купцов Елисеевых
Адрес: ул. Ломоносова, 14
В те времена здесь останавливались богатые гости, поэтому дом просто не мог обойтись без такой новинки тех лет. В 1890 году архитектор Гавриил Романович Барановский впервые встроил в доходный дом лифт, но он не сохранился. Поэтому при постройке второго корпуса жилого комплекса Елисеевых, Барановский доработал свой проект и построил в нем красивый круглый лифт. Корпус здания на Ломоносова был разделен на полуэтажи, и лифт обслуживал как парадные, так и дворовые квартиры. Точной информации нет, но предположительно, этот подъемник построил завод «Ф.Ф. Сан-Галли». Сейчас внутри шахты работает обычный советский лифт, поднять он может около 180 кг. Изначально лифт обслуживался паровой машиной, а не электричеством.

Красивая закругленная шахта и парадная сохранились в прекрасном состоянии и были открыты для посещения туристов. Однако когда появились случаи вандализма и толпы прохожих, внизу поселился консьерж, а вход теперь стоит 130 рублей.

Дом журналиста
Адрес: Невский проспект, 70
С 1864 года здание принадлежало Петербургскому купеческому сообществу. Красивейший лифт появился в 1910-1911 годах. Жезл Меркурия на шахте лифта означает, что в здании работали люди, занимающиеся коммерцией. Механизм лифта также был необычным – здесь использовался водяной гидравлический привод. Благодаря этому обеспечивалась плавность работы кабины. Подъемник имел сразу две шахты: надземную, по которой ездила кабина, и подземный «стакан». Чтобы поднять лифт, стакан заполняли водой, давление выталкивало поршень, а вместе с ним и лифт. Когда пассажирам нужно было спуститься – давление воды спускали. В 1910 году в Российской империи многие перешли на электрические лифты, но здесь специалисты прибегли к старомодной технологии. Этот подъемник выполнял больше эстетическую функцию, ведь поднимал он только на следующий этаж дома.
Изготовил такой лифт завод фирмы «Оригинальный лифт Штейна» в Петербурге на Измайловском проспекте.
Сейчас в шахте установлен современный масляный гидравлический привод.

Внизу сидит охранник, который без проблем пропустит вас посмотреть на лифт, если в здании не будет проходить какое-то важное мероприятие.
Поэтому мы вам советуем посещать Дом журналиста с утра до обеда.

Доходный дом коммерческого училища
Адрес: Загородный проспект, 13
Каждая парадная лестница в этом доме оборудовалась гидравлической подъёмной машиной. В полупарадных лестницах установили ручные лифты для подъема дров. Около черной лестницы со стороны наружной стены был такой же подъемный механизм, который заключен в специальную клетку. Гидравлические лифты поставил завод Сан-Галли за 10 000 рублей. Ручные - московский завод Гутмана за 4 400 рублей. Механизм гидравлических лифтов находился в подвале. Вода в него подавалась из специальных баков на шестом этаже. Со стороны двора видны сохранившиеся двери грузового лифта центральной черной лестницы.

В каждой парадной теперь находится консьерж, но милые старушки пропустят вас посмотреть старинный лифт, если просто вежливо попросить.

Доходный дом Хренова
Адрес: ул. Таврическая, 5
Дом создан в стиле модерн. Лифт также выдержан в этом же стиле. По моде тех времен наличие подъемного механизма в парадной придавало дому статусность и позволяло сдавать квартиры дороже. Даже при сдаче жилья на первом этаже в объявлении непременно указывалось наличие лифта. Именно в этом доме Эльдар Рязанов снимал
свою комедию «Ключ от спальни»,
где в эпизодах задействован тот самый модерновый лифт.


Лифт можно увидеть, зайдя в центральную парадную дома.
Консьерж впустить вас на первый этаж.
© Виртуальный музей дизайна Санкт-Петербурга 2023
Авторы текста и дизайна:
Елизавета Красакова и Екатерина Кицюк