В каком момент перестали создавать красивые старинные лифты и начали делать советские подъёмники?
— Определенно, это происходит после революции, примерно в 30-ые годы, когда начинает развиваться промышленность и настает период индустриализации.
Но, естественно, до начала Великой Отечественной войны, так как с начала войны силы промышленности направлены были в другую сторону. То есть это рубеж двадцатых-тридцатых и тридцатые годы.
"чтобы архитектурное сооружение воспринималось, как цельный художественный образ"
Историк и экскурсовод проекта “Петербург глазами инженера” Анастасия Фурсова про лифты с точки зрения дизайна и их значения в визуальном облике города
Как часто создавались лифты как авторские дизайнерские произведения? Например, круглые лифты Хренова
— Я предполагаю, что происходило это не очень часто. Поскольку существовали специальные издания для архитекторов и художников. Например, самая известная - архитектурная энциклопедия, издававшаяся Барановским, где изображены все наиболее популярные варианты дизайна подъемных машин. И, скорее всего, неповторимые экземпляры создавались редко, потому что за основу брали уже готовые шаблоны. Чаще всего брали из западной или европейской архитектуры.
Какие элементы дизайна выделяли старинный Петербургский лифт среди других и сообщалось ли это оформление с архитектурой парадных?
— Среди лифтов других городов - богатством убранства, его пышностью. В глубинке тоже могли быть дома с богато оформленными лифтами, но в Петербурге их было больше, чем в других городах, так как Петербург являлся столицей.
Я думаю, что в регионах чаще использовалась местная стилистика в отделке, не европейская. Ведь, опять же,
далеко от столицы.
Я думаю, что о соответствии внешнего вида лифта, подъемной машины, ее оболочки и самой парадной можно говорить относительно объектов, которые строились в эпоху модерна. Потому что его основная идея заключалась в том, чтобы архитектурное сооружение воспринималось, как цельный художественный образ. Поэтому да, безусловно, лифты соответствовали отделке парадной. И в зависимости от ее пышности или скромности, менялся и дизайн лифтов.
Какое значение имел дизайн лифта в общем визуальном облике города, как вам кажется?
— На мой взгляд, оформление лифта - деталь, которая дополняет облик здания. Она вроде небольшая и не всегда заметна, потому что, гуляя по улицам города мы воспринимаем здания по фасадам, но если мы попадем внутрь - лифт становится важным элементом. Ведь он может много “рассказать” о здании: насколько богат его владелец, насколько он технически оснащен. Поэтому лифты, скорее, можно отнести к функциональным элементам. И, как функциональный элемент - это признак современной архитектуры, на момент рубежа начала 19-20 века.
Составляя впечатление о городе, мы, в первую очередь, думаем об облике зданий. Лифты находятся за пределами фасадов
“если жители сумеют сплотиться и вместе отстоять исторические дома, тогда всё будет хорошо”
Большинство управляющих компаний заменяет старинные лифты на новые, так как реставрировать дорого и долго. Однако Анастасия Фурсова считает, что жители могут повлиять на это решение.
Из тех доходных домов, в которых вы были, редко встречаются сохранившиеся старинные лифты? С чем это связано, на ваш взгляд?
— Довольно часто бывает такое, что сохранилась шахта лифта, например, его какая-то красивая кованая оболочка. Чаще всего в стиле эклектика или модерн, потому что лифты в домах как раз появляются в период рубежа XIX-XX веков. С тем, чтобы сохранялись именно старые подъёмные механизмы, я, честно говоря, не встречалась. Связано это с тем, что с течением времени старый подъемный механизм изнашивался, менялось оснащение дома. По всей видимости принимали решение старый лифт просто убрать, а вот в эту оболочку, старую шахту просто включить какой-то новый современный механизм.
Почему чаще всего в исторических здания меняют лифты на новые, а не реставрируют старинные кабины, если это по сути своей памятники архитектуры?
— Потому что заменить старый лифт на новый - это значительно дешевле и проще, нежели отреставрировать старую кабину, механизм и встроить его в современное оснащение дома. Для этого требуется приглашать специалистов, делать план по реставрации, создавать проект - всё это долго и довольно дорого. Просто поставить новый лифт будет значительно дешевле и легче.
Согласны ли вы, что лифт в доходном доме воспринимается людьми не как исторический и архитектурный артефакт, а как простой механизм, который нужно вовремя обновить?
— Как простой механизм который нужно обновить лифты вероятнее всего воспринимают жильцы, которые не интересовались историей дома. Здесь нужно отметить, что люди бывают разные. Есть те, кому всё равно, в каком здании они живут
и, соответственно, всё равно на лифт, которым они пользуются. А бывают те, кто заинтересован
в сохранении исторического, культурного наследия
и они знают саму историю дома - им не все равно. Поэтому не могу ответить согласием на этот вопрос, потому что жильцы есть разные.
Кто решает, заменять лифт на новый в доходном доме или пытаться сохранить его первоначальный облик?
— Здесь всё зависит от жильцов и управляющей компании дома. По опыту многих исторических домов, таких как, дом Бака, дом Эрлиха и дом Мурузи, если жильцы сплотились в коллектив, товарищество, они могут контролировать действия управляющей компании и противостоять, например, демонтажу старинного остекления, как это произошло в доме Эрлиха. Конечно, управляющей компании проще заменить на новые, нежели реставрировать. Они всегда склоняется в эту сторону. Поэтому сохранность оригинального облика зависит конечно же
от жильцов. Если они сумеют сплотиться и вместе отстоять исторические дома, то тогда всё будет хорошо. Если нет, то управляющая компания скорее всего просто все старинные детали демонтирует. Это касается окон, дверей, отделки, фурнитуры и лифтов
в том числе. Вместо этого появится что-то новое, современное.
Как вы думаете, все-таки много осталось старинных лифтов в городе, или пройдут годы, и о них мало кто вспомнит?
— Если мы имеем в виду полный комплект, а именно старинная дореволюционная шахта с коваными ограждениями и механизм, - таких лифтов осталось очень-очень мало. Если говорить только о шахтах,
в которых отсутствует механизм или поставлен новый, возможно где-то даже сохранились ограды вместе
с этими шахтами, то таких лифтов, скорее всего,
в доходных домах много. Что касается того, кто вспомнит о лифтах и вспомнят ли вообще. Я думаю, что вспомнят, потому что лифты - это такой же интереснейший яркий декоративный элемент, как например витражи в доходных домах на лестницах.
О витражах сейчас начинают активно вспоминать, значит и до лифтов очередь тоже дойдет.