Новый год занимает почетное место в сердцах жителей Петербурга и всей России. Однако самый душевный и семейный праздник не всегда был таким. Давайте проследим, как менялись новогодние традиции, на примере главного атрибута праздника – ёлки. Путешествуем сквозь годы по Санкт-Петербургу с зеленой красавицей!
Всё началось с указа Петра I «О праздновании Нового года». Военным и духовенству надлежало иметь перед воротами украшения из сосны, ели и можжевельника, а простому сословию – хотя бы деревце или ветвь.
После смерти Петра ёлочную традицию быстро забыли. Предписания сохранились только в питейных заведениях, которые перед праздниками украшали ёлками. Они стояли весь год, заменялись к зимнему празднику, служили опознавательным знаком.
В XIX веке обычай возродил Николай I по просьбе своей жены, Александры Федоровны (урожденной прусской принцессы Шарлотты). Сначала ель установили в личных покоях в Москве, а потом (в 1818) – в Аничковом дворце.
Первой публичной ёлкой в Санкт-Петербурге можно было любоваться на Рождество 1852 года в здании Екатерининского вокзала (ныне – Екатерингофский парк).
У Аничкова дворца и Гостиного двора были организованы ёлочные базары. Стоили ёлки дорого: от 20 до 200 рублей (для сравнения: за 1 рубль можно было купить 40 яиц).
Крестьяне иногда вместо целого дерева ставили верхушку, ветки или венок из еловых лап в красном углу – самом почетном месте в избе. После святочных гуляний ветки сохраняли дома, втыкали в поле или пеплом от сожженных ветвей обсыпали сады и огороды.
Во второй половине XIX века ёлки стали украшать картонными игрушками, а в конце XIX – начале XX века вошли в моду стеклянные шары.
В 1929 году праздновать Новый год запретили (отчасти из-за того, что праздники ассоциировались с пьянством).

Кроме того, Новый год со всеми его атрибутами был объявлен пережитком прошлого. Ёлку, против которой когда-то выступала православная церковь, теперь называли «поповским» обычаем. Были введены рабочие дни на Рождество. В школах проводили «антирождественские вечера», на которых высмеивали праздник.
В 1947 году Новый год был вновь разрешён, но идеология праздника изменилась. Большевики говорили, что ёлку ставили буржуи, а детям рабочих оставалось только с завистью смотреть на торжество с улицы. Поэтому в Советском Союзе стали устраивать коллективные ёлки для детей.
В 1950-е в новогоднем представлении начали участвовать сказочные персонажи: снеговики и Снегурочки, снежинки и клоуны, Красные Шапочки, звездочёты.
В качестве украшений стали использовать не ленты, свечи и ангелочков, а модели самолётов, велосипедов, ракет, фигурки космонавтов и героев русских сказок.
Игрушки из папье-маше можно было сделать своими руками.
Сегодня новогодняя ёлка все также остается неизменным символом праздника. А в следствии развития различных рынков и технологий, человеку XXI века доступно гораздо больше средств украшения заветного дерева. Хотя мода на ностальгию по советским игрушкам детства все также прослеживается во вкусах современного человека.
На рынке ёлочных игрушек стало все больше доступных вариантов из пластика, способных визуально конкурировать со стеклянными игрушками. Но на уютных ярмарках все также можно встретить расписанные вручную стеклянные игрушки, которые подарят вашему внутреннему ребенку незабываемое ощущения тепла и уюта. Современная ёлка старается оставаться сдержанной, отдавая предпочтение однотонным игрушкам, но в тоже время сегодня ее образ не ограничена никакими стандартами. Холодным зимним вечером в теплых домах у горожан можно встретить деревья самых разных цветов и фактур, украшенные самыми разными игрушками.
И с каждым годом, человек XXI века, старается быть все более и более креативным, создавая все новые интерпретации новогоднего символа, некоторые из которых можно встретить даже на просторах Санкт-Петербурга.
Автор: Адина Бейсембаева
© Виртуальный музей дизайна Санкт-Петербурга 2022
Всё началось с указа Петра I «О праздновании Нового года». Военным и духовенству надлежало иметь перед воротами украшения из сосны, ели и можжевельника, а простому сословию – хотя бы деревце или ветвь.
После смерти Петра ёлочную традицию быстро забыли. Предписания сохранились только в питейных заведениях, которые перед праздниками украшали ёлками. Они стояли весь год, заменялись к зимнему празднику, служили опознавательным знаком.
В XIX веке обычай возродил Николай I по просьбе своей жены, Александры Федоровны (урожденной прусской принцессы Шарлотты). Сначала ель установили в личных покоях в Москве, а потом (в 1818) – в Аничковом дворце.
Первой публичной ёлкой в Санкт-Петербурге можно было любоваться на Рождество 1852 года в здании Екатерининского вокзала (ныне – Екатерингофский парк).
У Аничкова дворца и Гостиного двора были организованы ёлочные базары. Стоили ёлки дорого: от 20 до 200 рублей (для сравнения: за 1 рубль можно было купить 40 яиц).
Крестьяне иногда вместо целого дерева ставили верхушку, ветки или венок из еловых лап в красном углу – самом почетном месте в избе. После святочных гуляний ветки сохраняли дома, втыкали в поле или пеплом от сожженных ветвей обсыпали сады и огороды.
Во второй половине XIX века ёлки стали украшать картонными игрушками, а в конце XIX – начале XX века вошли в моду стеклянные шары.
В 1929 году праздновать Новый год запретили (отчасти из-за того, что праздники ассоциировались с пьянством).


Кроме того, Новый год со всеми его атрибутами был объявлен пережитком прошлого. Ёлку, против которой когда-то выступала православная церковь, теперь называли «поповским» обычаем. Были введены рабочие дни на Рождество. В школах проводили «антирождественские вечера», на которых высмеивали праздник.

В 1947 году Новый год был вновь разрешён, но идеология праздника изменилась. Большевики говорили, что ёлку ставили буржуи, а детям рабочих оставалось только с завистью смотреть на торжество с улицы. Поэтому в Советском Союзе стали устраивать коллективные ёлки для детей.
В 1950-е в новогоднем представлении начали участвовать сказочные персонажи: снеговики и Снегурочки, снежинки и клоуны, Красные Шапочки, звездочёты.
В качестве украшений стали использовать не ленты, свечи и ангелочков, а модели самолётов, велосипедов, ракет, фигурки космонавтов и героев русских сказок.
Игрушки из папье-маше можно было сделать своими руками.
Сегодня новогодняя ёлка все также остается неизменным символом праздника. А в следствии развития различных рынков и технологий, человеку XXI века доступно гораздо больше средств украшения заветного дерева. Хотя мода на ностальгию по советским игрушкам детства все также прослеживается во вкусах современного человека.
На рынке ёлочных игрушек стало все больше доступных вариантов из пластика, способных визуально конкурировать со стеклянными игрушками. Но на уютных ярмарках все также можно встретить расписанные вручную стеклянные игрушки, которые подарят вашему внутреннему ребенку незабываемое ощущения тепла и уюта. Современная ёлка старается оставаться сдержанной, отдавая предпочтение однотонным игрушкам, но в тоже время сегодня ее образ не ограничена никакими стандартами. Холодным зимним вечером в теплых домах у горожан можно встретить деревья самых разных цветов и фактур, украшенные самыми разными игрушками.
И с каждым годом, человек XXI века, старается быть все более и более креативным, создавая все новые интерпретации новогоднего символа, некоторые из которых можно встретить даже на просторах Санкт-Петербурга.
Автор: Адина Бейсембаева
© Виртуальный музей дизайна Санкт-Петербурга 2022
Источник: https://scientificrussia.ru/articles/novogodnyaya-reforma-petra-velikogo
Изображение: барон М.П. Клодт “Введение казенной продажи вина в Петербурге”
Изображение: А.Ф. Чернышев “Рождественская ёлка в Аничковом дворце”
Елочный базар в саду Аничкова дворца
Дата съемки: декабрь 1913 Невский пр-т, д. 39
Источник: https://russiainphoto.ru/photos/21654/
Воксхол в Екатерингофе 1824, 
Россия, Санкт-Петербург, Адмиралтейский район, парк Екатерингоф
Источник: pastvu.com/p/973223
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:New_Year_postcard_(Russian_Empire)_02.jpg
Источник: Журнал «Друг детей», №3, 1929 г.
Источник: Ю. Лаврухин. Ильич и дети. Издательство "Детская литература". 1984 год.
«Северная елка» — зеркальная инсталляция Арно Лапьера — установлена на набережной канала Грибоедова, во дворе Музея искусства Санкт-Петербурга.