Изделия из ленинградского и петербургского фарфора есть во многих семьях, но не все знают, как Императорский фарфоровый завод добился такой славы. Приглашаем вас в наш виртуальный музей, чтобы показать, как менялся дизайн фарфора от кривых чашек в XVIII веке до современных изысканных узоров.
Фарфор был привередлив. Гунгер долго пытался вывести подходящую для российских материалов формулу, а для помощи к нему был приставлен Дмитрий Виноградов. Вместе они экспериментировали с гжельской глиной, но попытки оказались неудачными: все чашки выходили тёмными и неправильной формы. И ещё 10 лет Виноградов изучал свойства материала и осваивал производство фарфора самостоятельно.

Только к 1748 году стал получаться «достаточной белый и прозрачный фарфор с глазурью, не отстающей от массы», а к 1750-му было налажено производство первых табакерок и мелкой посуды. Первым фарфоровым изделием Виноградова стала чашечка, украшенная виноградной лозой и буквой W.


Екатерина II, как и её предшественники на троне, покровительствовала фарфоровому производству. В 1765 году она переименовала Порцелиновую мануфактуру в Императорский фарфоровый завод. Его управляющий, князь Александр Вяземский, расширил производство и привлёк европейских мастеров. При Вяземском увеличился выпуск продукции, расширились рынки сбыта, доходы завода выросли. Фарфоровые изделия расходились по стране и постепенно начинали рекламировать сами себя.

Вершиной славы завода в то время стали заказанные Екатериной парадные столовые сервизы. Грандиозный Арабесковый сервиз состоял из 973 предметов и был украшен орнаментом в стиле помпейских фресок.

В 1779 году на завод пригласили талантливого французского скульптора Жана-Доминика Рашетта. До 1804 года он заведовал скульптурной частью производства, определял форму и дизайн изделий. Их отличала классическая строгость и ясность, ставшие самыми характерными чертами русского фарфора, его узнаваемым стилем. Рашетт стал автором примерно 150 моделей изделий.
При Екатерине II изменилась логика продажи фарфоровой посуды, спрос сделался стабильным, появились первые склады и магазины фарфора. В 1800 году открылся фирменный магазин Императорского завода в Петербурге, продукцию начали поставлять в Москву. Особым спросом пользовались крупные, богато оформленные вещи – их могли себе позволить состоятельные люди. Ординарные предметы не были популярны: по сравнению с продукцией других российских фарфоровых производств они стоили слишком дорого. Начиная с 1806 года фарфор из Санкт-Петербурга был представлен на Нижегородской ярмарке, а с 1810-го начал продаваться в Риге.
Чаша с виноградной лозой.
Д.И. Виноградов
1749 г.
«Собственный»

Белую поверхность Собственного сервиза покрывает рельефная сеточка. В местах пересечения линий посажены незабудки, расписанные золотом и пурпуром. Глубокая посуда украшена рельефными гирляндами разноцветных бутончиков, вылепленных вручную.
С 1756 года наши мастера научились делать и крупные предметы. Понадобился большой горн для обжига фарфора, построенный и успешно испытанный Дмитрием Виноградовым.

В те же годы Елизавета Петровна заказала Виноградову изготовить первый российский сервиз. Позже его стали называть Собственным.
Порцелиновая мануфактура выпускала фарфоровые пуговицы, чашки, табакерки, курительные трубки, набалдашники для тростей и другие мелкие предметы. Крупные изделия получались куда менее удачными, поэтому делались только на заказ. Тем не менее, масштаб производства был так велик, что приходилось привлекать к работе учеников Императорской академии художеств.

Первый фарфоровый завод в России был открыт в Петербурге в XVIII веке. До этого в стране существовали разные народные промыслы, связанные с лепкой из глины. Но знать смотрела в сторону популярного тогда в Европе фарфора, который позволял создавать более тонкие и изысканные изделия. По указу Елизаветы Петровны был заключен договор со шведским мастером Христофором Гунгером о создании в Петербурге Невской порцелиновой мануфактуры.
Изделия из ленинградского и петербургского фарфора есть во многих семьях, но не все знают, как Императорский фарфоровый завод добился такой славы. Приглашаем вас в наш виртуальный музей, чтобы показать, как менялся дизайн фарфора от кривых чашек в XVIII веке до современных изысканных узоров.

Екатерина II, как и её предшественники на троне, покровительствовала фарфоровому производству. В 1765 году она переименовала Порцелиновую мануфактуру в Императорский фарфоровый завод. Его управляющий, князь Александр Вяземский, расширил производство и привлёк европейских мастеров. При Вяземском увеличился выпуск продукции, расширились рынки сбыта, доходы завода выросли. Фарфоровые изделия расходились по стране и постепенно начинали рекламировать сами себя. Вершиной славы завода в то время стали заказанные Екатериной парадные столовые сервизы. Грандиозный Арабесковый сервиз состоял из 973 предметов и был украшен орнаментом в стиле помпейских фресок.

В 1779 году на завод пригласили талантливого французского скульптора Жана-Доминика Рашетта. До 1804 года он заведовал скульптурной частью производства, определял форму и дизайн изделий. Их отличала классическая строгость и ясность, ставшие самыми характерными чертами русского фарфора, его узнаваемым стилем. Рашетт стал автором примерно 150 моделей изделий.

При Екатерине II изменилась логика продажи фарфоровой посуды, спрос сделался стабильным, появились первые склады и магазины фарфора. В 1800 году открылся фирменный магазин Императорского завода в Петербурге, продукцию начали поставлять в Москву. Особым спросом пользовались крупные, богато оформленные вещи – их могли себе позволить состоятельные люди. Ординарные предметы не были популярны: по сравнению с продукцией других российских фарфоровых производств они стоили слишком дорого. Начиная с 1806 года фарфор из Санкт-Петербурга был представлен на Нижегородской ярмарке, а с 1810-го начал продаваться в Риге.



Чаша с виноградной лозой.
Д.И. Виноградов
1749 г.
«Собственный»
Порцелиновая мануфактура выпускала фарфоровые пуговицы, чашки, табакерки, курительные трубки, набалдашники для тростей и другие мелкие предметы. Крупные изделия получались куда менее удачными, поэтому делались только на заказ. Тем не менее, масштаб производства был так велик, что приходилось привлекать к работе учеников Императорской академии художеств.

С 1756 года наши мастера научились делать и крупные предметы. Понадобился большой горн для обжига фарфора, построенный и успешно испытанный Дмитрием Виноградовым.

В те же годы Елизавета Петровна заказала Виноградову изготовить первый российский сервиз. Позже его стали называть Собственным.
Первый фарфоровый завод в России был открыт в Петербурге в XVIII веке. До этого в стране существовали разные народные промыслы, связанные с лепкой из глины. Но знать смотрела в сторону популярного тогда в Европе фарфора, который позволял создавать более тонкие и изысканные изделия. По указу Елизаветы Петровны был заключен договор со шведским мастером Христофором Гунгером о создании в Петербурге Невской порцелиновой мануфактуры.

Фарфор был привередлив. Гунгер долго пытался вывести подходящую для российских материалов формулу, а для помощи к нему был приставлен Дмитрий Виноградов. Вместе они экспериментировали с гжельской глиной, но попытки оказались неудачными: все чашки выходили тёмными и неправильной формы. И ещё 10 лет Виноградов изучал свойства материала и осваивал производство фарфора самостоятельно.

Только к 1748 году стал получаться «достаточной белый и прозрачный фарфор с глазурью, не отстающей от массы», а к 1750-му было налажено производство первых табакерок и мелкой посуды. Первым фарфоровым изделием Виноградова стала чашечка, украшенная виноградной лозой и буквой W.



При Павле I след русской художественной традиции окончательно затерялся, фарфоровая продукция выпускалась в ярко выраженном французском вкусе. В царствование Александра I всё изменилось. Война 1812 года вызвала подъём патриотизма в русском обществе. Граф Дмитрий Гурьев начал большую реорганизацию завода, проводившуюся под руководством господина Гаттенбергера, профессора технологии Женевского университета.

Эталоном в Европе считался севрский (французский) фарфор, и Гурьев приглашал лучших живописцев Севрской фарфоровой мануфактуры. Заведовать скульптурной палатой завода было поручено профессору Академии художеств Степану Пименову. Руководство завода решило вырабатывать собственный стиль – русский ампир. Именно ампир и патриотические веяния на фоне победы в Отечественной войне 1812 года породили «золотой век» русской художественной культуры.
Русский фарфор теперь не столько прославлял деяния императора, сколько отражал национальные темы и сюжеты в искусстве. Самым значительным произведением мастеров фарфорового дела первой четверти XIX века можно считать Гурьевский сервиз. Первый парадный сервиз эпохи Александра I – ярчайший образец стиля ампир в русском прикладном искусстве.

Первоначальное название – «Сервиз с изображением российских костюмов», или «Русский сервиз». На многих предметах (тарелках, бутылочных передачах, холодильниках для вина и мороженого) изображались виды Петербурга и его окрестностей, жанровые сцены, уличные типы, представители населявших Россию народов.
На волне победы над Наполеоном вышла серия «военных тарелок», на которых были нарисованы солдаты и офицеры в мундирах всех родов войск. Широкое распространение получили портреты на фарфоре. Вошло в обычай изображать на чашках коронованных особ и прославленных полководцев.

С того времени и до конца 1860-х годов особое место среди прочей продукции завода занимали вазы. В большой чести была позолота, а в живописи отдавалось предпочтение пейзажам и батальным сценам.
Вторую по значимости группу изделий составляли дворцовые сервизы. В александровскую и николаевскую эпохи были созданы сервизы почти для всех резиденций Петербурга. Среди великого разнообразия стилей выделялось «русское» направление. По проектам знатока русских древностей Фёдора Солнцева были сделаны два сервиза: один для Великого князя Константина Николаевича, другой – для Большого Кремлёвского дворца в Москве.

При Николае I фарфоровое дело продолжало развиваться. В изобразительном искусстве входило в силу направление историзма, а Императорский фарфоровый завод достиг небывалого расцвета. В это время живописное отделение завода состояло на несколько мастерских – в одной занимались цветочными росписями, в других – историческими сценами, портретами, сюжетной живописью. Модный «живописный» фарфор создается очень искусно и выразительно. Эпоха Николая I была ознаменована течением, которое принято называть «историзмом». Кроме интереса к западным историческим стилям художники продолжали обращаться к национальному наследию.
Тарелка «Петербургский дворник»

Предметы «Гурьевского» сервиза
1809-1816 гг.


Гурьевский сервиз предназначался для торжественных приемов сначала в Зимнем, а затем (с 1848) в Петергофском дворце. На протяжении XIX столетия и вплоть до 1917 года состав сервиза постоянно пополнялся новыми предметами взамен утраченных при использовании.
Сервиз великого князя Константина Николаевича

Солнцев Ф.Г.
1848 г.
При Павле I след русской художественной традиции окончательно затерялся, фарфоровая продукция выпускалась в ярко выраженном французском вкусе. В царствование Александра I всё изменилось. Война 1812 года вызвала подъём патриотизма в русском обществе. Граф Дмитрий Гурьев начал большую реорганизацию завода, проводившуюся под руководством господина Гаттенбергера, профессора технологии Женевского университета.

Эталоном в Европе считался севрский (французский) фарфор, и Гурьев приглашал лучших живописцев Севрской фарфоровой мануфактуры. Заведовать скульптурной палатой завода было поручено профессору Академии художеств Степану Пименову. Руководство завода решило вырабатывать собственный стиль – русский ампир. Именно ампир и патриотические веяния на фоне победы в Отечественной войне 1812 года породили «золотой век» русской художественной культуры.

Русский фарфор теперь не столько прославлял деяния императора, сколько отражал национальные темы и сюжеты в искусстве. Самым значительным произведением мастеров фарфорового дела первой четверти XIX века можно считать Гурьевский сервиз. Первый парадный сервиз эпохи Александра I – ярчайший образец стиля ампир в русском прикладном искусстве.

Первоначальное название – «Сервиз с изображением российских костюмов», или «Русский сервиз». На многих предметах (тарелках, бутылочных передачах, холодильниках для вина и мороженого) изображались виды Петербурга и его окрестностей, жанровые сцены, уличные типы, представители населявших Россию народов.

На волне победы над Наполеоном вышла серия «военных тарелок», на которых были нарисованы солдаты и офицеры в мундирах всех родов войск. Широкое распространение получили портреты на фарфоре. Вошло в обычай изображать на чашках коронованных особ и прославленных полководцев.

С того времени и до конца 1860-х годов особое место среди прочей продукции завода занимали вазы. В большой чести была позолота, а в живописи отдавалось предпочтение пейзажам и батальным сценам.
Вторую по значимости группу изделий составляли дворцовые сервизы. В александровскую и николаевскую эпохи были созданы сервизы почти для всех резиденций Петербурга. Среди великого разнообразия стилей выделялось «русское» направление. По проектам знатока русских древностей Фёдора Солнцева были сделаны два сервиза: один для Великого князя Константина Николаевича, другой – для Большого Кремлёвского дворца в Москве.

При Николае I фарфоровое дело продолжало развиваться. В изобразительном искусстве входило в силу направление историзма, а Императорский фарфоровый завод достиг небывалого расцвета. В это время живописное отделение завода состояло на несколько мастерских – в одной занимались цветочными росписями, в других – историческими сценами, портретами, сюжетной живописью.
Тарелка «Петербургский дворник»
Предметы «Гурьевского» сервиза
1809-1816 гг.
Сервиз великого князя Константина Николаевича
Солнцев Ф.Г.
1848 г.
После революции 1917 года Императорский фарфоровый завод был национализирован. Хотя в первые годы советской власти выпуск художественного фарфора был существенно ограничен, именно он оставался основным источником дохода предприятия. В годы нэпа продукцию отправляли за границу, где её охотно покупали. Наряду с новыми изделиями на аукционах встречались и дореволюционные образцы из заводских хранилищ.
Советская власть сделала фарфор орудием политической агитации. Перед предприятием, в 1925 году переименованным в Государственный фарфоровый завод им. Ломоносова, поставили задачу: создать новые художественные формы, соответствующие новому строю. Теперь дизайн должен был стать «революционным по содержанию, безупречным по техническому исполнению». При этом фарфор оставался важной частью дизайн-кода России и русского авангарда.
Наиболее распространёнными примерами агитационного фарфора стали тарелки, украшенные коммунистическими лозунгами, эмблемами и монограммами. Самые первые из них несли только надписи по борту с общими установками советского режима: «Борьба родит героев», «Ум не терпит неволи», «Дело науки – служить людям», «Кто не с нами, тот против нас».

Не заполненное росписью зеркало тарелок свидетельствует о том, что такой фарфор задумывался как массовый продукт.

При этом мастера агитфарфора искали вдохновение в самых разных художественных направлениях. Так, в работах Сергея Чехонина прослеживаются черты классицизма, ампира, экспрессионизма и русского фольклора.

Влияние авангардных течений заметно в работах «Красная лента» и «Кубистическая с молотом».

Нередко государство заказывало продукцию с определённой тематикой. Например, в 1921 году завод исполнил заказ Госиздата на 150 чашек и 250 тарелок с рисунком «Серп, молот и книга».

Другое значимое направление идеологического фарфора – портреты революционеров, к которым относили не только современников, но и героев прошлых эпох (например, часто изображали декабристов и их жён). Самым популярным персонажем был, разумеется, Ленин.
Во время Великой Отечественной войны работа завода остановилась. Ценные экспонаты и часть производственных мощностей эвакуировали на Урал. В 1943-м, после прорыва блокады, выпуск фарфора, в том числе художественного, восстановили. Год спустя на свет явилась знаменитая кобальтовая сетка – узор, состоящий из перекрещивающихся синих линий с золотыми звездочками или, как их называют на самом заводе, «жучками» в местах пересечений. Автор – художница ЛФЗ Анна Яцкевич. Всю блокаду она оставалась в Ленинграде и умерла в 1952 году. Доподлинно неизвестно, чем именно был вдохновлён узор. Есть версия о том, что тёмно-синие линии на фарфоре напоминают косые лучи прожекторов, шарящие в небе в поисках немецких самолётов. По другой догадке, это бумажные ленты, крест-накрест наклеенные на окна, чтобы стёкла не выбило взрывной волной.

Изделия с кобальтовой сеткой победили в нескольких международных конкурсах. Узор завоевал популярность во всём мире и, конечно, в СССР. Такая посуда стала символом престижа, многие мечтали приобрести хотя бы чашку из легендарного сервиза.

С 1929 года искусство начало контролироваться идеологией. Относительная свобода выбора стиля была ликвидирована специальным постановлением ЦК ВКП(б) от 23 января 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций». Со временем утвердился соцреалистический канон, призванный показывать идеализированную советскую жизнь простых людей. Это не могло не повлиять на дизайн и методы работы художников по фарфору.

Фарфор в ряду других искусств становится проводником нового мифотворчества. Многие работы были посвящены мифу о колхозе как о лучшей форме жизни в деревне.

Культурная революция, пионерское детство, освоение Севера, спортивные мероприятия, борьба с религией – практически все направления советской идеологической работы нашли отражение в фарфоре.

«Синий герб»
С. Чехонин
1918 г.

«Наша нравственность выводится из классовой борьбы пролетариата»
З. В. Кобылецкая
1924 г.

Кобальтовая сетка вдохновлена наследием Императорского завода. Она напоминает узор на сервизе елизаветинской эпохи, созданном самим Дмитрием Виноградовым – первым русским мастером-фарфористом.
«Кубистическая с молотом»
С. Чехонин
1918 г.

После революции 1917 года Императорский фарфоровый завод был национализирован. Хотя в первые годы советской власти выпуск художественного фарфора был существенно ограничен, именно он оставался основным источником дохода предприятия. В годы нэпа продукцию отправляли за границу, где её охотно покупали. Наряду с новыми изделиями на аукционах встречались и дореволюционные образцы из заводских хранилищ.

Советская власть сделала фарфор орудием политической агитации. Перед предприятием, в 1925 году переименованным в Государственный фарфоровый завод им. Ломоносова, поставили задачу: создать новые художественные формы, соответствующие новому строю. Теперь дизайн должен был стать «революционным по содержанию, безупречным по техническому исполнению». При этом фарфор оставался важной частью дизайн-кода России и русского авангарда.

Наиболее распространёнными примерами агитационного фарфора стали тарелки, украшенные коммунистическими лозунгами, эмблемами и монограммами. Самые первые из них несли только надписи по борту с общими установками советского режима: «Борьба родит героев», «Ум не терпит неволи», «Дело науки – служить людям», «Кто не с нами, тот против нас». Не заполненное росписью зеркало тарелок свидетельствует о том, что такой фарфор задумывался как массовый продукт.

При этом мастера агитфарфора искали вдохновение в самых разных художественных направлениях. Так, в работах Сергея Чехонина прослеживаются черты классицизма, ампира, экспрессионизма и русского фольклора.
Влияние авангардных течений заметно в работах «Красная лента» и «Кубистическая с молотом».
Нередко государство заказывало продукцию с определённой тематикой. Например, в 1921 году завод исполнил заказ Госиздата на 150 чашек и 250 тарелок с рисунком «Серп, молот и книга».
Другое значимое направление идеологического фарфора – портреты революционеров, к которым относили не только современников, но и героев прошлых эпох (например, часто изображали декабристов и их жён). Самым популярным персонажем был, разумеется, Ленин.

Во время Великой Отечественной войны работа завода остановилась. Ценные экспонаты и часть производственных мощностей эвакуировали на Урал. В 1943-м, после прорыва блокады, выпуск фарфора, в том числе художественного, восстановили. Год спустя на свет явилась знаменитая кобальтовая сетка – узор, состоящий из перекрещивающихся синих линий с золотыми звездочками или, как их называют на самом заводе, «жучками» в местах пересечений. Автор – художница ЛФЗ Анна Яцкевич. Всю блокаду она оставалась в Ленинграде и умерла в 1952 году.
Доподлинно неизвестно, чем именно был вдохновлён узор. Есть версия о том, что тёмно-синие линии на фарфоре напоминают косые лучи прожекторов, шарящие в небе в поисках немецких самолётов. По другой догадке, это бумажные ленты, крест-накрест наклеенные на окна, чтобы стёкла не выбило взрывной волной.

Изделия с кобальтовой сеткой победили в нескольких международных конкурсах. Узор завоевал популярность во всём мире и, конечно, в СССР. Такая посуда стала символом престижа, многие мечтали приобрести хотя бы чашку из легендарного сервиза.

С 1929 года искусство начало контролироваться идеологией. Относительная свобода выбора стиля была ликвидирована специальным постановлением ЦК ВКП(б) от 23 января 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций». Со временем утвердился соцреалистический канон, призванный показывать идеализированную советскую жизнь простых людей. Это не могло не повлиять на дизайн и методы работы художников по фарфору.

Фарфор в ряду других искусств становится проводником нового мифотворчества. Многие работы были посвящены мифу о колхозе как о лучшей форме жизни в деревне.

Культурная революция, пионерское детство, освоение Севера, спортивные мероприятия, борьба с религией – практически все направления советской идеологической работы нашли отражение в фарфоре.


«Синий герб»
С. Чехонин
1918 г.

«Наша нравственность выводится из классовой борьбы пролетариата»
З. В. Кобылецкая
1924 г.

Кобальтовая сетка вдохновлена наследием Императорского завода. Она напоминает узор на сервизе елизаветинской эпохи, созданном самим Дмитрием Виноградовым – первым русским мастером-фарфористом.
«Кубистическая с молотом»
С. Чехонин
1918 г.

Социальные перемены в России привели к приватизации предприятия в 1993 году, когда оно было реорганизовано в акционерное общество. С 2005-го заводу вернули историческое название, и Императорский фарфоровый завод начал производить продукцию под маркой Imperial Porcelain. Теперь здесь выпускают и авторские произведения, и массовый ассортимент, восстанавливают исторические формы и росписи. Существует государственный и частный спецзаказ.
В 1990–2000 годы художники в своих произведениях отражали происходящее в стране, например, войну в Чечне. Угловатые, несимметричные формы, изображения солдат, красный цвет передавали тревогу и боль как отклик на трагические события
Бережное использование наследия прошлого, непрерывность развития и постоянное обновление традиций художественного творчества и сегодня остаются важнейшими чертами петербургской школы искусства фарфора.

Современные мастера охотно обращаются к столетней истории авангарда, проводя параллели с новым веком. Среди таких работ – комплект шахмат «Ресурсы» Михаила Сорокина и чайная форма «Баланс» Сергея Русакова с рисунками художников-супрематистов.
Времена меняются, но старейший фарфоровый завод России верен своим традициям. Ярким примером тому стали работы победителей конкурса Stieglitz Young 2020 (ныне St. Petersburg Young Design), созданные под кураторством С. К. Русакова, в коллаборации с Императорским фарфоровым заводом.

«Ресурсы»
М.А. Сорокин
«Утренняя зарядка»
Stieglitz Young + ИФЗ
Д. В. Шабалин
2020 г.
«Петербургский ноктюрн»
Stieglitz Young + ИФЗ
А. Е. Киселева
2020 г.
Социальные перемены в России привели к приватизации предприятия в 1993 году, когда оно было реорганизовано в акционерное общество. С 2005-го заводу вернули историческое название, и Императорский фарфоровый завод начал производить продукцию под маркой Imperial Porcelain. Теперь здесь выпускают и авторские произведения, и массовый ассортимент, восстанавливают исторические формы и росписи. Существует государственный и частный спецзаказ.

В 1990–2000 годы художники в своих произведениях отражали происходящее в стране, например, войну в Чечне. Угловатые, несимметричные формы, изображения солдат, красный цвет передавали тревогу и боль как отклик на трагические события.

Бережное использование наследия прошлого, непрерывность развития и постоянное обновление традиций художественного творчества и сегодня остаются важнейшими чертами петербургской школы искусства фарфора.

Современные мастера охотно обращаются к столетней истории авангарда, проводя параллели с новым веком. Среди таких работ – комплект шахмат «Ресурсы» Михаила Сорокина и чайная форма «Баланс» Сергея Русакова с рисунками художников-супрематистов.


Времена меняются, но старейший фарфоровый завод России верен своим традициям. Ярким примером тому стали работы победителей конкурса Stieglitz Young 2020 (ныне St. Petersburg Young Design), созданные под кураторством С. К. Русакова, в коллаборации с Императорским фарфоровым заводом.

«Ресурсы»
М.А. Сорокин
«Утренняя зарядка»
Д. В. Шабалин
Stieglitz Young + ИФЗ
2020 г.
«Петербургский ноктюрн»
А. Е. Киселева
Stieglitz Young + ИФЗ
2020 г.
Авторы: Наталья Ноговицына, Арина Полтавец, Дарья Гришина
© Виртуальный музей дизайна Санкт-Петербурга 2022