После революции 1917 года Императорский фарфоровый завод был национализирован. Хотя в первые годы советской власти выпуск художественного фарфора был существенно ограничен, именно он оставался основным источником дохода предприятия. В годы нэпа продукцию отправляли за границу, где её охотно покупали. Наряду с новыми изделиями на аукционах встречались и дореволюционные образцы из заводских хранилищ.
Советская власть сделала фарфор орудием политической агитации. Перед предприятием, в 1925 году переименованным в Государственный фарфоровый завод им. Ломоносова, поставили задачу: создать новые художественные формы, соответствующие новому строю. Теперь дизайн должен был стать «революционным по содержанию, безупречным по техническому исполнению». При этом фарфор оставался важной частью дизайн-кода России и русского авангарда.
Наиболее распространёнными примерами агитационного фарфора стали тарелки, украшенные коммунистическими лозунгами, эмблемами и монограммами. Самые первые из них несли только надписи по борту с общими установками советского режима: «Борьба родит героев», «Ум не терпит неволи», «Дело науки – служить людям», «Кто не с нами, тот против нас».
Не заполненное росписью зеркало тарелок свидетельствует о том, что такой фарфор задумывался как массовый продукт.
При этом мастера агитфарфора искали вдохновение в самых разных художественных направлениях. Так, в работах Сергея Чехонина прослеживаются черты классицизма, ампира, экспрессионизма и русского фольклора.
Влияние авангардных течений заметно в работах «Красная лента» и «Кубистическая с молотом».
Нередко государство заказывало продукцию с определённой тематикой. Например, в 1921 году завод исполнил заказ Госиздата на 150 чашек и 250 тарелок с рисунком «Серп, молот и книга».
Другое значимое направление идеологического фарфора – портреты революционеров, к которым относили не только современников, но и героев прошлых эпох (например, часто изображали декабристов и их жён). Самым популярным персонажем был, разумеется, Ленин.
Во время Великой Отечественной войны работа завода остановилась. Ценные экспонаты и часть производственных мощностей эвакуировали на Урал. В 1943-м, после прорыва блокады, выпуск фарфора, в том числе художественного, восстановили. Год спустя на свет явилась знаменитая кобальтовая сетка – узор, состоящий из перекрещивающихся синих линий с золотыми звездочками или, как их называют на самом заводе, «жучками» в местах пересечений. Автор – художница ЛФЗ Анна Яцкевич. Всю блокаду она оставалась в Ленинграде и умерла в 1952 году. Доподлинно неизвестно, чем именно был вдохновлён узор. Есть версия о том, что тёмно-синие линии на фарфоре напоминают косые лучи прожекторов, шарящие в небе в поисках немецких самолётов. По другой догадке, это бумажные ленты, крест-накрест наклеенные на окна, чтобы стёкла не выбило взрывной волной.
Изделия с кобальтовой сеткой победили в нескольких международных конкурсах. Узор завоевал популярность во всём мире и, конечно, в СССР. Такая посуда стала символом престижа, многие мечтали приобрести хотя бы чашку из легендарного сервиза.
С 1929 года искусство начало контролироваться идеологией. Относительная свобода выбора стиля была ликвидирована специальным постановлением ЦК ВКП(б) от 23 января 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций». Со временем утвердился соцреалистический канон, призванный показывать идеализированную советскую жизнь простых людей. Это не могло не повлиять на дизайн и методы работы художников по фарфору.
Фарфор в ряду других искусств становится проводником нового мифотворчества. Многие работы были посвящены мифу о колхозе как о лучшей форме жизни в деревне.
Культурная революция, пионерское детство, освоение Севера, спортивные мероприятия, борьба с религией – практически все направления советской идеологической работы нашли отражение в фарфоре.
«Синий герб»
С. Чехонин
1918 г.
«Наша нравственность выводится из классовой борьбы пролетариата»
З. В. Кобылецкая
1924 г.
Кобальтовая сетка вдохновлена наследием Императорского завода. Она напоминает узор на сервизе елизаветинской эпохи, созданном самим Дмитрием Виноградовым – первым русским мастером-фарфористом.
«Кубистическая с молотом»
С. Чехонин
1918 г.