Рукописи с каждым годом ветшают – это неизбежно, бумага и чернила рано или поздно теряют свои свойства. Наша цель – сохранить почерк известных петербургских деятелей культуры как творческого наследия в цифровом формате, оцифровать буквы с оригинальных автографов поэтов и писателей и сохранить всё это в виде шрифта.

Использование шрифта поможет найти особенности в почерках известных деятелей культуры, поближе познакомиться с различными пометками и письменными элементами черновиков, а также самостоятельно попробовать набрать любимые стихотворения шрифтом, имитирующим почерк поэтов и писателей.
Авторы проекта: Софья Сенич и Григорий Кузьменко
Облик Санкт-Петербурга создают не только гранитные набережные, мосты и пастельные фасады, но и арт-объекты, элементы рукописей в городском пространстве и надписи на стенах. В частности – расписанная стихотворениями и цитатами стена возле Музея Ахматовой.

В центре города любой может прийти и своей рукой написать на фасаде дома то, что ему захочется: кто-то признаётся в любви, кто-то оставляет строки песен, а кто-то просто выражает свои мысли в прозе. Всё это связано с образом сильного и протестующего петербургского поэта Анны Ахматовой.
Но есть то, что спутать ни с кем нельзя, – фирменные пометки в черновиках и подпись с буквой «а». В разные годы Анна Андреевна по-разному подписывала своё авторство, но каждая из подобных подписей хранит в себе интересную историю:

Привет

Привет

До середины 1950-х годов Анна Андреевна старалась не сохранять рукописей. Она оставляла стихотворения в собственной памяти и просила их заучивать своих близких друзей. Вновь вышли в печать работы Ахматовой только после XX съезда партии и освобождения сына. Сама Анна Андреевна называла привычку творить без черновиков – «аграфией». Так одна из главных поэм XX века «Реквием» с середины 1930-х годов до 1962 года (первой публикации на Западе) «жила» только в устном формате – Ахматова читала поэму друзьям, они запоминали строки, после этого стихотворение сжигали. Лидия Чуковская, близкая подруга поэта, вспоминала:
Альбом был сделан по заказу в Ницце в 1878 году для Софьи Энгельгардт. Она сама не использовала альбом, а вот поэт, фотограф и коллекционер Лев Горнунг использпвал. В альбом он иногда вклеивал листы с автографами или просил, чтобы оставили записи прямо в нём – на первой же вклейке стихотворение Ахматовой 1926 года. Там же есть автографы Осипа Мандельштама, Арсения Тарковского, Пастернака и других известных культурных деятелей.
Машинописные варианты «Поэмы без героя» Анна Андреевна дарила своим друзьям. В 1946 году один из таких экземпляров Ахматова подарила Александру Осмёркину, литератору и издателю, которого в 1949 году отправили в тот же лагерь, что и мужа Ахматовой – Пунина. После смерти Сталина Сорокина реабилитировали одним из первых. Известно, что его вызвали в администрацию лагеря, где сказали: «Вы свободны», но до барака он уже не дожил. Умер от разрыва сердца.
так Ахматова подписала работу в 1959 году из Комарово.
так Ахматова подписала свою работу в альбоме коллекционера Льва Горнунга в 1926 году.
так подписала машинописный экземпляр «Поэмы без героя» в 1944 году в Фонтанном доме.
«Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады, я вылетела на самолете в Москву. До мая 1944 года я жила в Ташкенте, жадно ловила новости о Ленинграде, о фронте. <…> Страшный призрак, притворяющийся моим городом, так поразил меня, что я описала эту мою с ним встречу в прозе. Тогда же возникли очерки "Три сирени" и "В гостях у смерти" – последнее о чтении стихов на фронте в Териоках. Проза всегда казалась мне и тайной и соблазном. Я с самого начала все знала про стихи – я никогда ничего не знала о прозе. Первый мой опыт все очень хвалили, но я, конечно, не верила. Позвала Зощенку. Он велел кое-что убрать и сказал, что с остальным согласен. Я была рада. Потом, после ареста сына, сожгла вместе со всем архивом».
Главный хранитель музея Анны Ахматовой, Ирина Иванова рассказывает, что почерк Анны Андреевны в течение жизни несколько раз менялся: в 20-е годы был резковатым и заострённым, а к 50-60-м – таким, про который Бродский писал «Вы напишите про нас наискосок».
Ирина Иванова отметила, что при работе с рукописями основная сложность – определить их подлинность. Очень важно при передаче автографов точно знать, из каких рук они – с какого архивного хранилища или частного собрания:

— Важно получить рукопись с хороших рук. Сейчас много «фальшаков». Чтобы их отличить нужен опыт для сравнивания с существующими подлинными автографами. Ещё должна быть и человеческая подготовка – если есть неизвестные ранее стихи или записи, то нужно сравнивать и анализировать, могла ли она такое написать, писала ли она в таком духе. Но выявить фальшаки довольно трудно. Для этого есть и химические исследования бумаги, карандаша. И тогда комплекс таких мер может выявить, принадлежит рукопись Ахматовой или нет.

Судьба рукописей Анны Ахматовой сложилась также трагично, как и её – из-за постоянных переездов и угрозы ареста рукописи и письма, сохранившиеся после войны, Ахматова сожгла в Ленинграде в Фонтанном доме после очередного обыска и ареста сына. Сейчас именно там располагается музей, посвященный ее творчеству, в логотипе которого отражена рукописная буква «а», которой писатель подписывала свои стихотворения. В музее, на данный момент, хранится множество различных рукописей Анны Андреевны – среди них письмо Сталину, весточки близким из Ташкента, черновики стихотворений и многое другое. В экспозиции также можно найти один из вариантов автобиографии поэта. Другой вариант хранится в Центральном государственном архиве литературы и искусства.
Именно на основе него и других рукописей Анны Андреевны мы создали шрифт, с которым будем сейчас вас знакомить.
Помимо прочего, в пространстве Музея Анны Ахматовой в круглом зале в центре экспозиции на полу зала можно заметить белую спираль – это отражение особой пометки Ахматовой в её черновиках. Этим символом она завершала мысль или абзац. У поэта в рукописях можно найти ещё один особенный росчерк – значок, который Анна Андреевна ставила под текстом – в конце рукописи, в завершении главы или абзаца.

Ещё одной характерной пометкой у Анны Андреевны выделяют значок для разделения абзацев.
© Виртуальный музей дизайна Санкт-Петербурга 2022
Авторы: Софья Сенич и Григорий Кузьменкоа
Рукописи с каждым годом ветшают – это неизбежно, бумага и чернила рано или поздно теряют свои свойства. Наша цель – сохранить почерк известных петербургских деятелей культуры как творческого наследия в цифровом формате, оцифровать буквы с оригинальных автографов поэтов и писателей и сохранить всё это в виде шрифта.

Использование шрифта поможет найти особенности в почерках известных деятелей культуры, поближе познакомиться с различными пометками и письменными элементами черновиков, а также самостоятельно попробовать набрать любимые стихотворения шрифтом, имитирующим почерк поэтов и писателей.
Авторы проекта: Софья Сенич и Григорий Кузьменко
Облик Санкт-Петербурга создают не только гранитные набережные, мосты и пастельные фасады, но и арт-объекты, элементы рукописей в городском пространстве и надписи на стенах. В частности – расписанная стихотворениями и цитатами стена возле Музея Ахматовой.

В центре города любой может прийти и своей рукой написать на фасаде дома то, что ему захочется: кто-то признаётся в любви, кто-то оставляет строки песен, а кто-то просто выражает свои мысли в прозе. Всё это связано с образом сильного и протестующего петербургского поэта Анны Ахматовой.
Но есть то, что спутать ни с кем нельзя, – фирменные пометки в черновиках и подпись с буквой «а». В разные годы Анна Андреевна по-разному подписывала своё авторство, но каждая из подобных подписей хранит в себе интересную историю:

Привет

Привет

До середины 1950-х годов Анна Андреевна старалась не сохранять рукописей. Она оставляла стихотворения в собственной памяти и просила их заучивать своих близких друзей. Вновь вышли в печать работы Ахматовой только после XX съезда партии и освобождения сына. Сама Анна Андреевна называла привычку творить без черновиков – «аграфией». Так одна из главных поэм XX века «Реквием» с середины 1930-х годов до 1962 года (первой публикации на Западе) «жила» только в устном формате – Ахматова читала поэму друзьям, они запоминали строки, после этого стихотворение сжигали. Лидия Чуковская, близкая подруга поэта, вспоминала:
Альбом был сделан по заказу в Ницце в 1878 году для Софьи Энгельгардт. Она сама не использовала альбом, а вот поэт, фотограф и коллекционер Лев Горнунг использпвал. В альбом он иногда вклеивал листы с автографами или просил, чтобы оставили записи прямо в нём – на первой же вклейке стихотворение Ахматовой 1926 года. Там же есть автографы Осипа Мандельштама, Арсения Тарковского, Пастернака и других известных культурных деятелей.
Машинописные варианты «Поэмы без героя» Анна Андреевна дарила своим друзьям. В 1946 году один из таких экземпляров Ахматова подарила Александру Осмёркину, литератору и издателю, которого в 1949 году отправили в тот же лагерь, что и мужа Ахматовой – Пунина. После смерти Сталина Сорокина реабилитировали одним из первых. Известно, что его вызвали в администрацию лагеря, где сказали: «Вы свободны», но до барака он уже не дожил. Умер от разрыва сердца.
так Ахматова подписала работу в 1959 году из Комарово.
так Ахматова подписала свою работу в альбоме коллекционера Льва Горнунга в 1926 году.
так подписала машинописный экземпляр «Поэмы без героя» в 1944 году в Фонтанном доме.
Судьба рукописей Анны Ахматовой сложилась также трагично, как и её – из-за постоянных переездов и угрозы ареста рукописи и письма, сохранившиеся после войны, Ахматова сожгла в Ленинграде в Фонтанном доме после очередного обыска и ареста сына. Сейчас именно там располагается музей, посвященный ее творчеству, в логотипе которого отражена рукописная буква «а», которой писатель подписывала свои стихотворения. В музее, на данный момент, хранится множество различных рукописей Анны Андреевны – среди них письмо Сталину, весточки близким из Ташкента, черновики стихотворений и многое другое. В экспозиции также можно найти один из вариантов автобиографии поэта. Другой вариант хранится в Центральном государственном архиве литературы и искусства.
Именно на основе него и других рукописей Анны Андреевны мы создали шрифт, с которым будем сейчас вас знакомить.
Помимо прочего, в пространстве Музея Анны Ахматовой в круглом зале в центре экспозиции на полу зала можно заметить белую спираль – это отражение особой пометки Ахматовой в её черновиках. Этим символом она завершала мысль или абзац. У поэта в рукописях можно найти ещё один особенный росчерк – значок, который Анна Андреевна ставила под текстом – в конце рукописи, в завершении главы или абзаца.

Ещё одной характерной пометкой у Анны Андреевны выделяют значок для разделения абзацев.
«Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады, я вылетела на самолете в Москву. До мая 1944 года я жила в Ташкенте, жадно ловила новости о Ленинграде, о фронте. <…> Страшный призрак, притворяющийся моим городом, так поразил меня, что я описала эту мою с ним встречу в прозе. Тогда же возникли очерки "Три сирени" и "В гостях у смерти" – последнее о чтении стихов на фронте в Териоках. Проза всегда казалась мне и тайной и соблазном. Я с самого начала все знала про стихи – я никогда ничего не знала о прозе. Первый мой опыт все очень хвалили, но я, конечно, не верила. Позвала Зощенку. Он велел кое-что убрать и сказал, что с остальным согласен. Я была рада. Потом, после ареста сына, сожгла вместе со всем архивом».
Главный хранитель музея Анны Ахматовой, Ирина Иванова рассказывает, что почерк Анны Андреевны в течение жизни несколько раз менялся: в 20-е годы был резковатым и заострённым, а к 50-60-м – таким, про который Бродский писал «Вы напишите про нас наискосок».
Ирина Иванова отметила, что при работе с рукописями основная сложность – определить их подлинность. Очень важно при передаче автографов точно знать, из каких рук они – с какого архивного хранилища или частного собрания:

— Важно получить рукопись с хороших рук. Сейчас много «фальшаков». Чтобы их отличить нужен опыт для сравнивания с существующими подлинными автографами. Ещё должна быть и человеческая подготовка – если есть неизвестные ранее стихи или записи, то нужно сравнивать и анализировать, могла ли она такое написать, писала ли она в таком духе. Но выявить фальшаки довольно трудно. Для этого есть и химические исследования бумаги, карандаша. И тогда комплекс таких мер может выявить, принадлежит рукопись Ахматовой или нет.
© Виртуальный музей дизайна Санкт-Петербурга 2022
Авторы: Софья Сенич и Григорий Кузьменко
Предпросмотр
Печатать